ЛЕКЦИЯ № 12. КАББАЛА

 

Только одно упоминание о каббале приводит в восторженный трепет целые аудитории. Быть каббалистом в наше время все равно, что космонавтом в 60-е или стахановцем в 30-е годы. В погоне за модой книжные магазины пополнились популярными трудами "мудрецов от каббалы. Так, что же такое каббала? И откуда она взялась? Расскажем по порядку.

Многие слышали, что Каббала является тайным учением. Именно ее закрытость, завеса тайны послужила поводом для возникновения вокруг Каббалы множества легенд, фальсификаций, профанаций, досужих разговоров, слухов, невежественных рассуждений и выводов.

Лишь в конце 20 столетия получено разрешение на открытие знаний о науке Каббала всем и даже на распространение их по миру.

Наука Каббала никак не связана с религией. То есть, связана, в той же самой степени, что, скажем, физика, химия, математика, но не более.

Каббала — не религия и это легко обнаружить, хотя бы из того факта, что никто из религиозных людей не знает ее и не понимает в ней ни одного слова.

Глубочайшие знания основ мироздания, его Законов, методику познания мира, достижение Цели творения Каббала скрывала в первую очередь от религиозных масс.

Ибо ждала времени, когда разовьется человечество до такого уровня, что сможет принять каббалистические Знания и правильно использовать их.

Каббала — это наука управления судьбой, это Знание, которое передано всему человечеству, для всех народов земли.

Каббала — это наука о скрытом от глаз человека, от наших пяти органов чувств. Она оперирует только духовными понятиями, то есть тем, что происходит выше нашего мира, что неощутимо для наших пяти чувств, что находится вне их, в высшем мире.

Но названия объектов, сил и действий высшего мира Каббала берет из нашего земного языка. Это необходимо, потому что у нас нет слов для выражения неземных понятий.

Но, поскольку из каждого объекта высшего мира нисходит сила в наш мир и рождает здесь объект нашего мира, каббалист, находящийся в обоих мирах, видя эту связь, описывает высший мир, применяя названия нашего мира.

Но ненаходящемуся в постижении обоих миров, описания каббалиста кажутся описанием земных действий, хотя Каббала описывает только происходящее в высшем мире.

Использование знакомых слов-понятий приводит к неправильным представлениям и воображениям. Поэтому Каббала запрещает представлять какую-либо связь между объектами, взятыми из нашего мира, и их духовными корнями. Это является самой грубой ошибкой в Каббале.

И потому Каббала была запрещена столько лет, вплоть до нашего времени: развитие человека было недостаточным для того, чтобы перестал он представлять себе всяких духов, ведьм, ангелов и прочую чертовщину, там, где говорится совершенно о другом.

Только с девяностых годов 20 века разрешено и рекомендуется распространение Науки Каббала. Почему? Потому что люди стали выше примитивных представлений о силах природы, как о человекоподобных существах, русалках, кентаврах и пр..

Люди готовы представить себе высший мир как мир сил, силовых полей, мир выше материи. Вот этим-то миром сил, мыслей и оперирует Наука Каббала.

В 2448 году от Cотворения Мира (более 3 тысяч лет назад) на горе Синай произошло великое Откровение, во время которого Творец даровал народу Израиля своё учение - Тору. Сразу после Откровения Моше (Моисей) записал пять книг Торы (пятикнижие Моисеево), известных в еврейской традиции как письменная Тора. Другая часть Торы, "устная Тора", передавалась из поколения в поколения. В дальнейшем устная традиция была так же отчасти записана. Так появился Талмуд и другие книги еврейских мудрецов, подробно поясняющих заповеди письменной Торы. Помимо открытой части устного учения, традиция включает в себя также тайны Торы. Мудрецы называли их "маасе берешит" и "маасе меркова". Тайное учение передавалось только избранным наиболее достойным ученикам. Как сказано в Мишне: "не толкуют о "маасе берешит" двум ученикам одновременно и о "маасе меркова" даже одному ученнику, если он не мудрый и не способен постигать".

В дальнейшем тайное учение Торы получило общее название - "Каббала", что в переводе с иврита означает "полученное по традиции". Ещё издревле известны книги, в которых излагались тайны Торы, такие как: "Шиур кума" (Размер высоты), "Гейхалот" (Дворцы мироздания), "Отийот деребби Акива" (Буквы рабби Акивы) и др. Эти книжки проливают свет на духовное строение миров, жизни души после смерти. Авторами данных книг были мудрецы Талмуда, такие как: Рабби Акива, Рабби Ишмаель и их ученики. Но особое место в среде древних каббалистических книг занимает "Сефер Ицира" (книга творения), авторство которой традиция относит патриарху Аврааму.

Заметное распространение, учение каббалы получило в XIII-ом веке. В те времена существовали две школы, два направления в каббале: практическое и теоретическое. Практическая каббала, предметом которой является учение о влиянии на естественный ход событий путём составления священных имён Всевышнего, распространилась в основном среди общин Израиля, Турции, Йемена и др. восточных стран. Школа же теоретической каббалы доминировала в европейских общинах: Италии; Испании, Франция, Германии и других стран. Теоретическая каббала занималась в основном изучением мироздания, процесса Творения и путей проявления Творца. Такие выдающиеся еврейские мыслители теоретической каббалы как Рамбан (Рабби Моше бен Нахмонид) и Рабейну Бехия использовали знания скрытой части Торы в своих комментариях на Пятикнижие. На первом этапе распространения каббалы многие авторитеты Торы выступили против популяризации этого учения, опасаясь пагубного влияния практической каббалы на людей недостаточно следующих в этом. Нередко расхождения по данному вопросу приводило к конфронтации.

Огромный импульс в распространении каббалы внесла книга "Зогар", которая была написана великим мудрецом эпохи таннаев (в I-ом веке н.э.) Рашби (Рабби Шимон бар Иохаи). Совершенно неожиданно эта книга всплыла в Европе в конце XIII века и сразу же получила всеобщее признание среди мудрецов. Существует множество версий, как и каким образом, веками никому неизвестный труд Рашби, вышел в свет. Наиболее распространенное в традиции мнение рассказывает следующую историю:

"Один из восточных владык, захвативший часть земли Израиля, приказал для каких-то своих целей вырыть котлован. В процессе раскопок был обнаружен ящик со странными рукописями. Любопытный владыка послал за мудрецами разных народов, населявших в те времена Израиль, но никто не мог их прочитать. Тогда он велел привести ему еврейских мудрецов. Познакомившись с рукописями, еврейские мудрецы заявили, что в них содержатся очень глубокие тайны Торы, не доступные их пониманию. "Что же среди еврейских мудрецов никто не может понять содержание рукописей?" - спросил Владыка. "В Испании есть такие мудрецы" - ответили они. Таким образом, рукописи достигли города Толедо и попали в руки мудрецов. Прочитав рукописи, они возвеселились, и их радости и веселья не было границ".

После изгнания евреев из Испании в 1492-ом году учение каббалы распространилось во многих общинах Европы. Особой популярностью пользовались книги Меира Габои: "Толаат Яаков" (Червь Яакова); "Даркей эмуна" (Пути веры); "Аводат hакодеш" (Святая служба).

В XVI веке уже существовали два крупных центра по изучению каббалы, которые возглавляли Рамак (Рабби Моше Кардоверо) и Аризаль (Рабби Ицхак Ашкенази). Во многом благодаря распространению учения каббалы, философия и атеистические воззрения, популярные в средние века, не оказали существенного влияния на традиционную еврейскую жизнь.

Своё логическое продолжение каббала получила в XVIII веке с зарождением хасидского движения. Рабби Исроель Баал Шем Тов - основатель и духовный лидер хасидизма, кроме знания каббалы, полученной по традиции, удостоился раскрытия особых тайн Торы непосредственно от пророка Ахи hашилони - учителя пророка Илияhу (согласно традиции, пророк Илияhу, а иногда и др. пророки приходят в наш мир для особых целей и открываются избранным праведникам). Учение хасидизма впитало в себя все основные понятия каббалы и выстроила из них общую стройную систему еврейского мировоззрения. Так, благодаря учению хасидизма знания каббалы широко шагнули в традиционную еврейскую жизнь. В конце XVIII в начале XIX века Рабби Шнеур Залман из Ляды (основатель хасидского направления ХаБаД) написал книгу "Тания", в которой были скрупулезно подобраны и сформулированы все принципиальные теоретические и философские вопросы еврейского мировоззрения, среди которых вопросы каббалы гармонично сочетаются со всеми со всеми сторонами еврейской жизни.

Согласно большинству авторитетов Торы изучать каббалу в наше время также важно и принципиально, как Талмуд или свод законов - "Шулхан арух". Однако изучение книг, излагающих учение каббалы, требует особой осторожности, ведь многие понятия каббалы вводятся объяснениями, подразумевающими абстрактное восприятие. Прямое же их понимание может привести к ошибочным выводам и представлениям.

Поэтому знакомство с каббалой не следует начинать с изучения популярных книг по "каббале", которые как суррогат нашпигованы малопонятными мистическими терминами и сомнительными советами.

Зачем начинать с нуля свой духовный поиск? Ведь учителя хасидизма в своих трудах, базируясь на тысячелетней традиции, открыли прямую и доступную для всех дорогу в мир каббалы и духовного совершенства.

Язык Каббалы - язык примеров. В старинных книгах мы найдем самые замысловатые аллегории тех и без того непростых процессов, которые происходят в духовных мирах. Спасибо раву Ицхаку Лурии - он ввел единую "номенклатуру" сравнений, и спасибо многим поколениям хасидских ребе. Учение хасидизма, собственно, это та же Каббала, но сформулированная таким образом, что практически исключается ее неправильное понимание.

В общем-то те сравнения и примеры, которыми пользовалась Каббала долурианского периода, на современный взгляд кажутся не такими уж и сложными. Ее положения:

первое - похоже на второе, либо первое похоже на второе - потому что второе похоже на третье.

Нечто вроде шахматной задачки - мат в один или в два хода. Однако не надо забывать, что в древности лишь немногие получали образование, и даже среди евреев (где абсолютное большинство владело письмом и чтением) серьезным умственным занятиям предавались лишь раввины да судьи.

Сегодня любой читатель имеет как минимум среднее образование, а то и высшее (да, бывает, и не одно). Мозг его достаточно развит, чтобы воспринять идеи Каббалы. Мало того, даже женщины, в древности не занимавшиеся никаким умственным трудом, сегодня могут получать блестящее образование и развивать свой мозг...

Раввины древности запрещали женщинам изучение Каббалы - сегодня у Любавических хасидов существуют специальные уроки по хасидизму для женщин.

 

"Практическая Каббала"

 

Амулеты (или на иврите "камейот") использовались евреями с глубокой древности. В Мишне (Устной Торе) рассматривается вопрос в трактате "Шабат" о минимальном размере кусочка кожи, который можно перенести в субботу... Если на нем можно написать амулет - в Шабат к нему не прикасайся. И Талмуд вспоминает амулеты несколько раз (в Шабат нельзя написать две буквы - это потому, что уже две буквы могут представлять собой амулет).

Итак, после столь внушительного предисловия попробуем разобраться в видах Каббалы.

То, о чем мы до сих пор говорили, называется "Каббала июнит" - Каббала умозрительная. Однако если мы наши знания "Каббалы июнит" начнем применять на практике, то получим "Каббалу маасит" - практическую.

Блестящим знанием практической каббалы объясняются чудеса, творимые мудрецами Талмуда. Классический, известный всему миру пример применения практической Каббалы - создание Мааралем из Праги Голема.

Предшественники хасидизма - Элиягу Бааль-Шем, Йоэль Бааль-Шем, Адам Бааль-Шем - были знатоками и практиками "Каббалы маасит". Остались сотни рассказов об их чудесах...

Но нас больше интересует - а как это все работало?

Хорошие объяснения того, что такое "камейя" (амулет) и как она действует, можно найти в "Книге ангела Рафаэля" (если вы ее не спутаете с "Книгой ангела Разиэля", и сможете прочесть - то полный порядок). Для остальных же начну свой рассказ.

Самый простой пример амулета - это обратная сторона мезузы. На лицевой стороне ее написана молитва "Шма, Исраэль" - такова Галаха, еврейский Закон. А на оборотной стороне мы увидим имя "Шаддай" (оно написано специально для того, чтобы оберегать еврейское жилище - ведь "шин-далет-йуд" можно расшифровать как "шомер длатот Исраэль", "Страж дверей Израильских"). Внизу написано еще одно имя Б-га - 14-ти буквенное, полученное сдвигом на одну букву словосочетания "Йуд-Кей-Вав-Кей Элохейну Йуд-Кей-Вав-Кей".

Мезуза будет кошерна и без 14-ти буквенного Имени... Но кому не хочется обеспечить себе дополнительную защиту?

Амулет имеет смысл "постоянно повторяемой молитвы". Это может быть молитва о прекращении эпидемии (в таких случаях на пергаменте пишут имена Б-га, составленные из того отрывка в Торе, где рассказывается о том, как Аарон а-Коэн прекратил эпидемию в лагере евреев). Это может быть молитва, охраняющая младенцев...

Считается, что до своего 40-го дня после рождения младенец особенно подвержен злому действию Лилит (так называется сфира Малхут мира клипот, скорлупы). Пока младенец еще не связан плотно с материальным миром (число 40 всегда говорит о связи мира духовного с материальным - вспомните хотя бы 40 дней потопа и 40 дней пребывания Моше-рабейну на горе Синай), силы клипот могут не дать развиться его душе в нашем мире...

На амулете пишут "Адам ве-Хава - хуц Лилит" (Адам и Ева - прочь, Лилит), что символизирует собою единения миров мужского и женского начала без участия клипот; а также имена трех ангелов, "Снуй, Сансануй и Санглаф", которые, как гласит легенда, имеют власть над Лилит.

Про амулеты мы с вами будем еще говорить долго, а пока я скажу, что не все раввины одинаково относились к практической Каббале. Многие сурово осуждали ее применение, находя, что "из Торы делают лопату", используя Б-жественную мудрость в низменных целях, а народу морочат голову "чудесами".

С другой стороны, список раввинов, пользовавшихся тайнами практической Каббалы для того, чтобы помочь народу Израиля, достаточно внушителен.

Конечно, не всегда можно (особенно неподготовленному глазу) отличить практическую Каббалу от колдовства, которое Тора строжайше запрещает.

На сегодня в книгах о практической Каббале недостатка нет. Это и "Мафтеах Шломо" ("Ключ Соломона"), и "Харба де-Моше" ("Меч Моше" - книга, одобренная самим Хай Гаоном), и "Толдот Адам", где собраны советы предшественников Баал-Шем-Това...

Однако где чудотворцы?

Как достать амулет? И нужен ли он вам?

Как отличить практическую Каббалу от колдовства и вульгарного шарлатанства?

Вот в этом нам с вами и предстоит разобраться.

 

На сегодня раввинов, использующих практическую Каббалу, почти что и не осталось. К сожалению, ЗНАТЬ практическую Каббалу и УМЕТЬ ею пользоваться - далеко не одно и то же.

Когда вы посещаете такого каббалиста, вы можете попросить у него благословения (благословение, данное с надлежащими "каванот" - мыслями о Б-жественных именах - огромная сила!), рав может дать какой-нибудь практический совет (это называется "сгула"), или дать амулет.

Амулет дается лишь в крайних случаях, когда нет возможности помочь другим путем. Там, где нужна таблетка аспирина или обращение к врачу, не дают амулет. Практическая Каббала - это всегда выход за пределы природы, за рамки того, что называется "hа-тэва".

Например, в старых книгах огромное место занимают амулеты, которые вешаются над кроватью роженицы в том случае, если есть трудности во время родов. Сегодня, когда есть высококвалифицированные акушеры, на подобные амулеты можно надеяться только в самом крайнем случае.

Существует извечный спор - имеют ли ценность старые амулеты (кроме, конечно, исторической)? Дело в том, что большинство амулетов пишется "ли-шма" - на имя попросившего их лица (например, "для Михаеля бен Сары"). Такая практика существовала уже как минимум две тысячи лет назад - я это видел на амулетах из Гамлы. Тут еще хочу напомнить правило, упоминаемое в "Книге ангела Рафаэля" - когда амулет пишется, всегда пишут "такой-то, сын (имя матери)". Покойников поминают "такой-то, сын (имя отца)". Возможно, что амулет, написанный самым большим чудотворцем сто или двести лет назад для давно умершего человека, не будет представлять для вас никакой ценности. Тем не менее, интересующиеся Каббалой люди гоняются за старыми амулетами - чтобы посмотреть, что в них было написано, и как они были сделаны.

Классический амулет пишется на пергаменте, такой же специальной тушью и специальным пером, каким пишут свитки Торы, тфилин и мезузы. Однако он также будет иметь силу, если будет отпечатан типографским способом (в то время, как отпечатанная типографским способом мезуза или тфилин будут негодными). Мне приходилось слышать о раввинах, которые давали амулеты, написанные просто фломастером на плотной бумаге.

Иногда старинная книга, описывающая амулет, требует, чтобы он был написан на пергаменте, сделанном из кожи оленя (имеются в виду израильские газели). Здесь играет роль мистическое сходство слов: "цви" - олень, и "цви" - совершенство. Годится ли для этих целей северный олень - не знаю (учтите, что пергамент обязательно должен быть кошерный, то есть приготовленный таким способом, как готовят пергамент для священных текстов).

Изредка приходится встречать упоминания об амулетах, которые следует писать на пергаменте из кожи льва (под "львом" в старых книгах следует понимать израильского леопарда). Мне это весьма сомнительно, поскольку все семейство кошачьих относится к "нечистым", некошерным животным. В любом случае, за убийство израильского леопарда в заповеднике вполне можно сесть в тюрьму, да и мне представляется безнравственным переводить редких животных на материал для амулетов.

В некоторых случаях амулеты гравируют на меди (я об этом уже писал в начале статьи) - потому что она символизирует собою сфиру Тиферет, равновесие между Милостью и суровостью, а также потому, что ее ивритское название "нехошет" можно разбить на имена двух праведников "Ноах - Шет" (Шет - третий сын Адама). Гравируют амулеты на серебре: потому что серебро - это символ сфиры Хесед, Милости Б-га. Бывают амулеты на золоте: золото символизирует Гвуру, Суровость Б-га, а мы посредством вырезанных на золоте молитв просим Всевышнего смягчить качества Суровости.

Восточные евреи иногда гравировали амулеты на красном коралле. Красный - цвет Гвуры, коралл же символизирует собою клипот, силы нечистоты. Вырезая на коралле определенный амулет, мы как бы "аннулируем" силы нечистоты.

Амулет можно вырезать и на драгоценном камне. Мне приходилось читать об амулетах, которые вырезались на крупных изумрудах, и помогали укреплению памяти. К сожалению, текст таких амулетов утерян. Хотя в любом случае, сегодня вам дешевле обойдется любое лечение, чем подобный амулет.

Ладно, от "камейот", амулетов перейдем к "сгулот" - практическим рецептам. На первом месте по интересу тут находятся "сгулот ле-парнаса" - что сделать для того, чтобы Всевышний послал хороший заработок.

Сразу после того, как заканчиватеся Шабат, и начинает растекаться в нашем мире Б-жественная Благодать, надо просить Вс-вышнего о хорошем заработке на наступившую неделю. Самая простая "сгула ле-парнаса", средство для заработка - немного поработать после исхода субботы.

Среди восточных евреев популярно следующее средство - надо 70 раз произнести "Элиягу а-нави" ("пророк Элиягу"), каждый раз, при произнесении имени пророка думая о Б-жественном имени "Агла" (оно, как я уже рассказывал, происходит из строк "Ата гибор ле-олам, Адо-най" - "Ты силен навеки, Господи").

Просто сидеть и повторять имя пророка неинтересно, к тому же легко можно сбиться со счета. Поэтому сефардские мудрецы сочинили длинную и красивую песню, в которой пророк Элиягу упоминается ровно 70 раз. Она включена в большинство молитвенников восточных евреев - читая из книги, уже не запутаешься.

Среди европейских евреев-хасидов популярно другое средство. Баал-Шем-Тов говорил, что лучшее средство для заработка - это во время трапезы на исходе субботы (называемой "мелаве-малка", "проводы царицы") рассказывать истории о праведниках народа Израиля. Следуя его указаниям, хасиды пересказывают истории... о самом Баал-Шем-Тове!

Баал-Шем-Тов же говорил, что на исходе субботы следует съесть немного чеснока - тоже "сгула ле-парнаса". Маленькое отступление о слове "сгула". Перевести это дословно невозможно, я лишь условно заменяю его словами "средство для...". Этимологически оно связано с понятием "ам сэгула" - "народ любимый (Б-гом)" (так называется еврейский народ), и с огласовкой "сэголь", звучащей как "э" и состоящей из трех точек.

Вижницкий ребе "Ахават Исроэль" говорил, что три точки в "сэголе" образовались из трех букв "йуд". Первая буква "йуд" взята из Имени "Йуд-кей-вав-кей". Вторая - из слова "Израиль". Третья - из слова "Иерушалаим".

Однако же вернемся к различным средствам. Еще одно средство, помогающее заработку - во время вечерней субботней трапезы (в пятницу вечером) не резать халы ножом, а отламывать их руками. Это связано с тем, что слово "отрезал" - "хатах" - созвучно имени Б-га, вытекающему из последних букв слов "потеах эт-ядеха", "открывающий руку Свою". Это имя (его можно прочесть как "хатах") связано с "парнасой", заработком.

Еще одно средство - когда моете руки перед едой с хлебом, выливать на каждую руку побольше воды. Это можно объяснить тем, что вода символизирует собою Хесед, Милость Б-га. Еще одна "сгула ле-парнаса" - читать каждый день "Маамадот", молитвы, составленные из отрывков ТАНАХа, повествующих о сотворении мира. Эти молитвы каждый день читались в Иерусалимском Храме. К сожалению, сегодня не очень просто достать полный текст этих молитв. Заслуги от их чтения просто огромны, и если бы евреи понимали это, то читали бы "Маамадот" каждый день!

 

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КАББАЛЕ И ОТВЕТЫ НА НИХ

 

— Что такое наука Каббала?

Наука Каббала — это методика раскрытия единой управляющей всем мирозданием Высшей силы каждому из находящихся в этом мире.

— Что изучает наука Каббала?

Наука Каббала изучает источник, процесс развития и устройство мироздания, его причинно-следственную основу, цель, место человека в нем и практическое применение этих знаний к решению вопроса о задаче человека в мире.

— Для чего мне необходимо изучать Каббалу?

Изучение Науки Каббала позволяет человеку ответить на вопрос о причине и цели своего существования, определить свое место в мироздании, исследовать и выбрать наилучшее из возможных решений и изменить свое состояние к лучшему.

— Чем отличается Каббала от обычной секты?

Наука Каббала является методом изучения и практического овладения законом мироздания, открытым для всех. Как утверждает сама Каббала, по мере раскрытия человеком своей полной дезориентации и беспомощности в этом мире, под угрозой самоуничтожения, человечество проникнется необходимостью раскрыть истинную цель существования мира, и тогда оно обнаружит необходимость в овладении каббалистическими знаниями.

— Имеет ли Каббала отношение к определенной национальности, то есть это все-таки иудейское учение?

Основы Каббалы раскрыл и положил начало ее методическому развитию некий Авраам, житель древнего Междуречья. Он же написал первую книгу по Каббале — «Книгу Создания». Его ученики, родственники, слуги и потомки организовались в группу изучающих его духовное наследие, которая затем стала называть себя «народом Израиля», хотя по всем признакам является не более, чем частью древнеперсидского народа (что подтверждают также и генетические исследования).

— Какие приемы используются в процессе обучения?

Обучение по классическим каббалистическим источникам: «Книга Создания», «Книга Зоар», сочинения Ари, сочинения Бааль Сулама, сочинения Рабаша. Все уроки и лекции транслируются в открытой всем желающим международной системе Интернет на языках иврит, русский, английский в синхронном переводе.

— На чем построена методика?

В процессе изучения устройства Высших миров, ученик постепенно начинает ощущать их структуру и форму, характер и свойства. Это подобно овладению любым практическим навыком в нашем мире, когда привычка, тренировка рождает в человеке возможность ощущать доселе неощущаемое, ускользающее, сама создает в изучающем предпосылки для ощущения неощущаемого современными людьми более тонкого слоя мироздания, находящегося вне, вокруг нашего ощущаемого мира.

— Какой результат дает групповое чтение материала?

Групповое изучение материала создает в каждом изучающем в группе, в зависимости от его связи с группой, большую предрасположенность к повышению чувствительности к тонким вибрациям мироздания. Необходимо отметить, что в процессе учебы учащийся обретает как бы новый орган чувств, раскрывающий ему дополнительную внешнюю сферу вокруг ощущаемого нами мира. В этой сфере зарождаются все будущие события, затем нисходящие в наш мир, а также все наши действия в этом мире фиксируются на том внешнем уровне и определяют будущие события. Таким образом, обретение реального ощущения внешнего, высшего информационного слоя позволяет ощущающему поступать правильнее, приходить к наилучшим для себя и других комфортным состояниям.

— Почему каббалистическая методика построена на групповом подходе, почему нельзя индивидуально развиваться?

Поскольку для развития в себе возможности тонких ощущений необходима концентрация внимания на этой цели во время учебы, сокурсники своим присутствием и участием эффективно помогают друг другу.

— Каббала и наркомания: может ли Каббала стать альтернативой наркомании? Если да, то не будет ли это подменой одного другим?

Поскольку Наука Каббала раскрывает человеку истинные цели его существования — приведение человека к состоянию вечности и совершенства в этой жизни — причины, приводящие человека к наркомании, аннулируются. Если показать подросткам, в чем заключается истинная цель жизни человека, возможность достижения совершенства, бесконечного существования, неограниченного познания и власти, это непременно снимет все проблемы наркомании, криминального поведения и всех пороков человечества. Наука Каббала утверждает, что причина столь явного проявления всех возможных пороков в наше время только одна — раскрыть людям необходимость познания мироздания, его цели, цели человека и приведение человека к счастью.

— Каббала — наука о получении наслаждения, зачем мне его получать, я и так наслаждаюсь?
Каббала призвана дать человеку ответ на вопрос о причине его страданий, опустошенности, неудовлетворенности. Если у человека этого вопроса нет, он не нуждается в Каббале. В науку Каббала приходят с вопросом «Каков смысл моей жизни?» — и именно на него получают ответ, раскрытием смысла мироздания и каждого в нем.

— Каббала и гипноз: есть ли какая-нибудь взаимосвязь, и если нет, то как вы это аргументируете, как я об этом узнаю?

Наука Каббала — это методика индивидуального освоения мира, в котором все мы существуем. Учащиеся получают знания из одного источника, делятся своими ощущениями, проверяют их на себе в различных жизненных ситуациях в обиходе. Каббала обязывает человека быть женатым, содержать семью, работать, выполнять свои гражданские обязанности, не ограничивать свой круг общения, не уединяться, а именно принимать этот мир, как специально созданный, чтобы «из него» добавить к своим ощущениям ощущение Высшего мира.

— Используется ли в Каббале медитация и если нет, то тогда что такое намерение?
В Каббале необходима концентрация усилия в том, чтобы сквозь картины этого мира обнаружить единую управляющую всей природой силу.

— Отличаются ли каббалисты от других людей по каким-либо признакам, скажем, своей нравственностью?

Каббалист меняется только в меру своего исправления. Вначале он проходит период осознания собственного эгоизма, как зла. В течение этого периода эгоизм в нем постоянно растет, потому что обязан достичь такой меры, когда человеку становится абсолютно ясно, что он не в состоянии с ним справиться, и что его эгоизм является его единственным злом. Поэтому в этот период каббалист еще более эгоистичен, чем люди, не проходящие своего эгоистического развития. Этот период может продолжаться до нескольких лет. Затем начинается период отторжения эгоизма, когда каббалист относится резко отрицательно к проявлению эгоизма, как своего, так и чужого, и наоборот, резко положительно к проявлению добра в себе и в других. Следующий этап — когда каббалист оценивает людей только положительно, потому что полностью оправдывает уже управление Творца.

— Есть ли примеры морально-этического характера, примеры милосердия со стороны каббалистов, в том числе каббалистов прошлого?

Каббалист ни в коей мере не является всепрощающим и милосердным, потому что осознает управление Творца, как справедливое и праведное, а потому оценивает страдания, как необходимые, и не старается «своими состраданиями компенсировать жестокость Творца». То есть он ни в коем случае не милосерднее Творца, посылающего человеку все, необходимое для продвижения к Цели творения.

— История каббалистов: кто был первым каббалистом и в каких источниках это подтверждается?
Авраам — первый каббалист, автор «Книги Создания». Моше — автор «Торы». Рабби Шимон бар Йохай — автор «Книги Зоар». Ари — автор многих книг, основная — «Древо Жизни». Й. Ашлаг (Бааль Сулам) — автор ТЭС — комментария на книгу «Древо Жизни» («Эц Хаим») и комментария Сулам на «Книгу Зоар». Рабаш (рабби Барух Ашлаг) — автор книг «Шамати», «Шлавей Сулам», «Даргот Сулам».

— Может ли Каббала принести пользу? Есть ли какие-нибудь реальные примеры той пользы, которую принесла Каббала?

Только Каббала может принести пользу, поскольку, раскрывая истинные законы мироздания, раскрывает человеку возможность эффективного использования своих сил и окружающего мира и заранее показывает никчемность прочих попыток развития. На уровне общества таких примеров пока нет, поскольку Каббала еще никогда не была практически реализована ни в какой общественно-производственной группе, секторе, обществе, государстве.

— Каббалисты обладают какой-нибудь сверхъестественной силой?

Каббалист получает свыше силы владения своим желанием. В мере возможности использовать свои желания в подобие высшему закону мироздания, свойству отдачи, каббалист получает в свои исправленные желания высшую информацию и наполнение наслаждением.

— Каббала и каббалисты могут лечить людей от различных болезней?

Каббала по определению является методикой раскрытия Творца человеку, живущему в этом мире. По мере раскрытия Высшего мира каббалист наполняется Высшим светом, несущим силу, здоровье, благо. В частности и я использую этот прием в своей лечебной практике. Но поскольку все люди взаимосвязаны, то до полного исправления всех людей и до полного достижения всеми совершенства и вечности, каббалист «болеет» за остальных и, таким образом, хотя сам и должен быть здоров, являясь частью от всех, болеет с ними.

— Наука Каббала изучает постижение Высшего. Творец, Высшая сила — это что-то конкретное, имеет ли это форму и место обитания, можно ли это ощутить пятью органами чувств (увидеть, потрогать и т.д.)?

От рождения мы обладаем пятью органами чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Ощущаемое в наших органах чувств мы называем «наш мир». Что не попадает в диапазон ощущения или не улавливается приборами, расширяющими диапазон каждого органа, мы не воспринимаем и даже не знаем, чего же еще недостает нам до полной картины окружающего нас.Все остальное, неощущаемое нами, но существующее вне нас, улавливается дополнительным органом чувств. Это дополнительное называется корнем всего ощущаемого нами в пяти органах чувств или Творцом. Ощущения в шестом органе чувств, который называется «экран и отраженный свет», не похожи на ощущаемое в пяти органах. Не ощущающему их невозможно объяснить, что это такое, или найти подобие этому ощущению среди наших ощущений.Итак, Творец ощущается только в дополнительном органе ощущений, а поэтому не может быть оценен нами, как имеющий размеры, образ, вес, цвет, вкус, плотность и пр. Задача науки Каббала — развить в изучающем дополнительный орган ощущения и обучить правильно им пользоваться. Ощущение в этом органе называется духовным или духовной жизнью. Особенность дополнительного органа в том, что хотя человек развивает его, ощущая этот мир, сами ощущения никак от ощущений в пяти органах не зависят, и человек может расстаться с телом и его пятью органами, оставаясь в ощущении в шестом органе.

— Может ли человек видеть будущее, прошлое? Если нет, то как Вы объясните, что гадалки, колдуны иногда правильно предсказывают будущее? Или пророческие писания, скажем, из Библии — все сбылось и сбывается?

Каббалист вовсе не прорицатель. Действительно, многие в нашем мире могут правильно предсказывать будущее. Животные за много времени до природных явлений уже предчувствуют их. Люди, далекие от цивилизации, обостряют свои экстрасенсорные (по сравнению с обычными людьми) ощущения настолько, что «видят» прошлые и будущие события. Известны и феномены типа Вольфа Мессинга.Каббала утверждает, что вообще все картины происходящего во времени существуют одновременно и только развертываются перед нами по оси времени. Но возможно приподняться над временем, и тогда прошлое, настоящее и будущее будут ощущаться, как события при просмотре киноленты, вдоль которой мы можем произвольно скользить взглядом, наблюдая картины всего уже предрешенного.Каббала говорит о том, что мы не можем изменить события и их последовательность, потому что это записано в нашем духовном гене (решимо). Но мы можем изменить наше отношение к происходящему, а оно коренным образом меняет наше ощущение событий от драматического к радостному. Но каббалист никогда не старается видеть происходящее, а, наоборот, абстрагируясь от самих событий, он приподнимает себя над ними в своем отношении к ним, как к абсолютно доброму управлению Творца, принимая каждое, как исходящее от Творца, с целью привести его к вечности и совершенству, именно развивая в себе отношение к событиям, адекватное отношению Творца к ним (хафэц хэсэд).

— Сколько времени потребуется для того, чтобы развить шестой орган ощущения?
Бааль Сулам в «Предисловии к ТЭС» утверждает, что на это необходим срок от 3 до 5 лет. Надо добавить, что это возможно при создании со стороны учащегося всех условий для правильного продвижения. В зависимости от прилежания в настоящее время этот срок может быть и укорочен. Хотя практика показывает, что все-таки при благоприятных условиях для этого требуется срок в 7-10 лет.

— Знают ли религии что-нибудь о существовании шестого органа ощущения? Были ли такие случаи, что религиозный человек, например, какой-нибудь священник занимался Каббалой и при этом оставался священником?

Начинающий заниматься наукой Каббала обнаруживает себя вне каких бы то ни было условностей, обрядов, обычаев этого мира, потому что начинает развивать в себе тот орган чувств (точку в сердце), которая никак не связана с этим миром, а только с самим Творцом. И поэтому раскрывает для себя, что никакие обычаи, религии, верования не имеют никакого отношения к самому Творцу и связи с Ним, а созданы людьми для психологического комфорта, ощущения безопасности, оправдания своего существования и введения минимальных моральных принципов человеческого существования (общежития).Но, с другой стороны, Каббала считает, что любой человек, в мере своей внутренней потребности, может, даже занимаясь Каббалой, еще ощущать потребность в каких-то обрядах. Каббала ни в коем случае не отрывает его от этих отправлений, а, наоборот, советует следовать своим обычаям, пока не почувствует отсутствие необходимости в них.Кроме того, Каббала приветствует выполнение обычаев и законов воспитания, считая, что они помогают быть человеку более организованным в период его обучения каббалистическим правилам, до тех пор, пока ощущение Творца, Высшего мира, научит человека, как абсолютно верно мыслить и поступать.

— Есть ли жизнь на других планетах, галактиках? Знает ли об этом что-нибудь Каббала?
Каббала утверждает, что нет в мироздании иного разумного целевого творения, кроме человека. Все создано только для человека, чтобы возвысить его до уровня Творца. Задача же человека в творении — использовать данную ему свободу воли для достижения утвержденной Творцом Цели путем добровольного или принудительного исправления (путем Каббалы или путем страданий).

— Рождение и смерть — как Каббала объясняет эти понятия? Что с человеком происходит, когда он умирает, его душа переселяется в другое тело или же она попадает в рай или ад?

Рождение и смерть нашего тела — не более, чем его биологические состояния. Естественно, при смерти тела его пять органов чувств умирают вместе с ним, и пропадает ощущение «этого мира». В жизни обычного человека шестой орган чувств, несмотря на то, что существует изначально в каждом из нас, но существует, как «точка», в своем рудиментарном состоянии (только в виде решимо), не ощущая в себе ничего.После смерти тела, при исчезновении ощущения в пяти органах чувств, точка шестого ощущения обеспечивает ощущение нахождения в корне, Творце, до следующего своего облачения в биологическое тело с его пятью органами чувств — следующего рождения в этом мире. Если же человек в течение своей жизни развивает шестой орган, он уже при жизни начинает ощущать в нем Высший мир и отождествляет себя с ним настолько, что смерть тела воспринимается им, как исчезновение из его ощущения лишь незначительного набора низкой информации. Поселение в новорожденное тело становится в таком случае продолжением дальнейшего духовного развития.Духовное развитие возможно как будучи в теле, так и вне его. Ад и рай — это состояния, ощущаемые постигающим Творца: ад — полное отдаление от Творца, и рай — полное слияние с Творцом.

— Когда душа переселяется в другое тело, в момент зачатия или в момент рождения?
Душа — развившееся из точки кли, сосуд подобия Творцу. Точка стремления к подобию Творцу существует внутри всех желаний человека, называемых желаниями сердца, или просто сердцем. Поэтому сама точка называется «точка в сердце». Если, используя каббалистическую методику, человек развивает точку до размеров минимального сосуда подобия Творцу, то начинает ощущать в ней Высший свет, присутствие Творца. Всего есть пять уровней развития сосуда души: 0 — 1 — 2 — 3 — 4 и, соответственно этому, в сосуд облачается свет, ощущение Творца: нефеш — руах — нешама — хая — ехида. Таким образом, душа вселяется в человека, находящегося в этом мире и развившего шестой орган до минимального размера.

— Между переселениями души в тела душа пересекает махсом?

Махсом — воображаемая граница между ощущением только в пяти органах чувств, ощущением «этого мира», и ощущением в шестом органе чувств, ощущением «Высшего мира». Преодоление махсома является событием получения минимального сосуда души и минимального наполняющего его света, ощущения Творца — света нэфеш.

— Для чего нам нужно здесь развивать какие-то способности: изучать науки, ремесло, иностранные языки и т.д., если в духовном это не понадобится?

Этот мир предстает нам в пяти органах чувств, как копия духовного мира, состояния, ощущения в шестом органе чувств. Отличие только в материале, на котором происходит ощущение: на эгоистическом материале (подложке, матрице, экране) или альтруистическом. Поэтому развитие шестого органа чувств невозможно из иного состояния, кроме как из нахождения в ощущениях наших пяти органах чувств. Именно из них, вопреки им, мы можем правильно развить шестой орган, потому что отношения между пятью органами чувств и шестым — обратные.

— Существует ли кто-нибудь разумный, кроме человека?

Разум является порождением желаний, развившемся именно для достижения желаемого. Поскольку нет более эгоистического существа, чем человек, постольку нет более разумного, чем человек. По мере развития шестого органа чувств, в человеке развиваются также и его естественные желания, именно для того, чтобы на них взрастить шестой орган. Поэтому изучающий Каббалу становится большим эгоистом и более разумным существом, чем его окружающие. Но именно благодаря тому, что идет выше и вопреки своему эгоизму. В таком случае можно сказать, что нет более разумного, чем каббалист, познающий все мироздание от низин нашего мира до вершин Высшего мира.

— Каббала говорит, что на других планетах существует только животная и растительная природа. Откуда Каббала это знает, каббалисты — что, туда летают?

Возможно существование всех видов жизни в рамках нашей Вселенной, вплоть до существ, разумом и биологически подобных нам, кроме нашей духовной сути, точки в сердце, зародыша души, сосуда подобия Творцу — это есть только в человеке на планете Земля.

— Почему Вы говорите, что нельзя объяснить духовные категории земными понятиями, ведь все можно объяснить словами?

Земными словами можно объяснить только явления, которые порождают эти слова. Каждому нашему ощущению мы находим подходящее слово для выражения ощущения. Но если ощущению нет аналога в нашем мире, то нет ему и названия.Поэтому ощущаемое в шестом органе не может быть выражено словами этого мира. Чтобы передать нам внешнюю форму своих ощущений Высшего мира, каббалисты используют «язык ветвей»: поскольку из Высшего мира нисходят силы, порождающие весь наш мир и определяющие все в нем происходящее, то каббалисты используют названия объектов и действий нашего мира для обозначения названия объектов и действий Высшего мира.Проблема в том, что, читая каббалистические тексты, мы читаем вроде бы повествование о нашем мире, в то время, как каббалисты подразумевают Высший мир. Но до тех пор, пока мы сами не войдем в ощущение Высшего мира, мы не обнаружим, какие объекты и действия подразумеваются каббалистами. Для чего же тогда нам изучать каббалистические тексты? Только для привлечения на себя Высшего исправляющего света.

— Почему существует половое разделение в нашем мире (женщины и мужчины), какой в этом смысл?

Чтобы привести малхут, желание насладиться, к исправлению, в нее необходимо внести свойства бины, желания отдавать. Малхут не меняет свои свойства получать на свойства отдавать, но, ощущая свойства бины, проникается желанием уподобить свои свойства бине, то есть, чтобы ее единственное возможное действие — получать наслаждение, стало эквивалентным действию бины, Творца, — отдавать.Введение свойства бины в малхут достигается разбиением сосуда (кли, экрана) и смешиванием свойств бины и малхут. Вследствие этого в душах возникают как свойства бины, отдающие, так и свойства малхут, получающие. Оба необходимо исправить. Так каждый исправляющийся и поступает, исправляя свою душу.Но все, что есть в духовном, отражается в материальных объектах и действиях нашего мира, а потому в телах нашего мира происходят разделение на тела, соответствующие в духовном парцуфу отдающему, З”А — мужчина, и парцуфу получающему, малхут — женщина. Соответственно и методика исправления желаний с намерения «ради себя» на намерение «отдавать» различна. Необходимо отметить, что после частного индивидуального исправления все души сливаются в одну, без какого бы то ни было отличия в общей системе слияния с Творцом, равные и совершенные.

— Действительно ли существуют такие феномены, как порча, сглаз, проклятие, аура, ведьмы, ангелы и т.д.?

Поскольку все души являются частями одной общей системы — одной души, называемой Адам, то они в состоянии влиять друг на друга своим взаимным отношением. Отсюда и возникло понятие порча, сглаз, проклятие, благословение, духовная помощь. В духовном мире, как и в нашем, есть части природы: неживая, растительная, животная и человек. Все они — суть духовные силы без обличия и формы. Соответственно их названия: неживая — эйхалот (помещения), растительная — левушим (одеяния), животная — малахим (ангелы), человек — нешамот (души). Только в нашем мире есть сила, свойство, облаченное в тело. В духовном мире все объекты и действия — суть силы вне всякого обличия.

— Почему человек спит, что такое сон, что с человеком происходит во время сна?
Все свойства, действия, состояния в духовных мирах отображаются в материальных объектах в нашем мире, как в своей материальной копии. В Высшем мире душа может находиться в малом наполнении светом (катнут) и большом (гадлут). Малое состояние делится, в свою очередь, на состояния внутриутробное, вскармливание, подростковое. Большое состояние делится на зрелое и старческое. В любом из этих состояний есть также состояние сон — временное исторжение основной массы света из души. При этом душа от недостатка света как бы засыпает.

— Каббала как-то связана с другими духовными течениями, например, шамбалой и т.д.?
Никогда и ни в какой мере наука Каббала не была связана с какими бы то ни было мистическими, религиозными, «духовными» течениями, поскольку является наукой о природе Высшего мира, раскрывающейся в мере развития в человеке шестого чувства — экрана. Средство исследования — экран. Методика исследования — наука Каббала. Исследуемый объект — Творец или Высший мир, что одно и то же. Ощущение Творца называется нами ощущением Высшего мира или иначе — миры, духовные ступени — меры ощущения Творца. Еще точнее: все вообще, ощущаемое нами, есть не что иное, как ощущение Творца в нашем кли, желании. Даже до овладения экраном, человек ощущает Творца в виде этого мира. Поэтому такое ощущение называется скрытым.

— Какая разница между Каббалой и обычным психоанализом?

Все постигаемое — достоверно для всех остальных постигающих, может быть записано и воспроизведено кем угодно, обладающим теми же возможностями, экраном. Психоанализ занимается анализом земных, относящихся к уровню нашего мира, естественных свойств человека. Каббала занимается обретением нового, высшего свойства.

— Есть ли разница между Каббалой и другими духовными течениями и конфессиями?

Все, кроме науки Каббала, занимаются изучением человеческой психики, методами ее применения для достижения большего психологического комфорта. Только Каббала занимается раскрытием Творца человеку, ставит только это своей целью, и ни в коем случае не улучшение эгоистического состояния человека в этом мире, в этой жизни.

— Говорят, что карты таро берут свое начало из каббалистических источников, это правда?
В Каббале никогда и нигде не применяются подобные приемы. Сама Каббала запрещает всякое гадание, занятие предсказанием. Это противно самому роду исследований каббалиста, который именно сам, добровольно закрывает глаза на все, чтобы обрести Высшее кли — бина, отдачу, вопреки знанию. Именно на отрицании раскрытия происходит раскрытие.

— Люди, которые пережили клиническую смерть, говорят, что они видят коридор, свет и т.д.? Что с человеком происходит, когда он умирает, он что, попадает в рай или ад?
После смерти тела, то есть прекращения получения информации через пять телесных органов чувств, остается в распоряжении «Я» (малхут) человека только восприятие через точку, свойства бины. Ощущение в ней минимальное духовное, ощущение нахождения в своем корне, Творце, как точка. К этому состоянию устремляется ощущение после выхода из ощущения в пяти земных органах чувств. Следует заметить, что каббалист, развивая из точки сосуд, получает в него Высший свет — ощущение в миллиарды раз большее, чем проходящие клиническую смерть, причем ощущение осознанное, постоянное, управляемое.

— Каббала как-то объясняет такие явления, как телепатия, перемещение в пространстве во время транса?

Каббала вообще ничего не объясняет из известных феноменальных состояний «транса», «ухода в иной мир», «перемещения в пространстве» и пр. Каббала занимается только исследованием Творца и методикой сближения, слияния с Ним, методом уподобления свойств души свойствам Творца. Как каббалист, считаю все эти явления не более, чем психологическими, психосоматическими, внутренними возбуждениями и переживаниями человека, но никак не реально существующими.

— Понятие добра и зла с точки зрения Каббалы? Как Каббала расценивает зло, совершенное в нашем земном мире, которое обратилось добром, например, человек, намеренно убивший комара, избавил мир от малярии, сам не зная этого?

Добро — свойство Творца, отдача, услаждение (возможно, не в нашем эгоистическом понимании). Зло — все, что противоположно свойствам Творца, все, что мешает человеку достичь свойств Творца. Добро и Зло, совершаемые в мире, совершаются неосознанно, в силу заданных свыше свойств. На это нет ни у кого из людей свободы воли. Поэтому и все «добрые» поступки, типа избавления человечества от малярии, не считаются поступками человека, а действиями Творца. Действия человека начинаются с реализации свободы воли, когда Творец указывает человеку, как сближаться с Собой, а человек готов приложить усилия в этом направлении. См. статью «Свобода воли».

— Предопределено ли все в нашем мире, например, что я должен стать президентом или быть дворником, выйти замуж или жениться за/на определенного/ом человека/ке и т.д.?
Абсолютно все предопределено, а свобода воли — только в ускорении пути к заранее заданной Цели по заранее заданному пути. Но личное устремление к Цели, заданной Творцом, создает в человеке свойства, равные Творцу, и поднимает его на уровень Творца — вечный, бесконечный уровень всепознания.

— Если я буду заниматься Каббалой, поможет ли это мне как-то в жизни, я меньше буду болеть, буду более удачлив и т.д.?

Относительно, поскольку до тех пор, пока в мире не все исправлено, личное исправление каждого все равно получает искажения, отрицательные влияния от неисправленных душ, а потому и каббалисты болеют, умирают.

— Почему некоторым людям везет, а некоторым не везет, почему кто-то богатый и знаменитый, а кто-то работает дворником, почему один родился в такой семье (богатой, обеспеченной), а другой — в бедной семье, почему кто-то в раннем возрасте умирает, а кто-то в старости? От чего это зависит и для чего это нужно?

Это определяется корнем каждой частной души в общей душе Адама, ее связью с иными душами и прочими факторами, необходимыми для исправления каждой отдельной частной души. Каббала, в общем, не исследует эти причины, хотя они отчасти изучаются и излагаются в разделе «Теория кругооборотов жизней», потому что эти события, проходящие над душами, не подчиняются влиянию человека. Свобода воли человека может и должна реализовываться в полном устремлении к сближению с Творцом подобием свойств.

— Почему человеку свойственно больше разрушение, чем созидание?

Потому что в нисхождении свыше, из мира бесконечности, в наш мир душа Адама прошла разбиение экрана, вследствие чего намерение отдавать обратилось в ему противоположное — намерение получать. В таком состоянии частные, разделенные эгоизмом друг от друга души, нисходят в наш мир, и следствие этого их внутреннего состояния мы наблюдаем во всех поступках человека.

— Вы можете назвать, сколько людей, занимающихся Каббалой, учеников, вышли в духовное, имена?

Среди моих учеников есть. Более точные данные дать не имею права.

— Существует ли молитва в Каббале?

Обращение к Творцу о помощи и только о получении силы исправить намерение получать ради себя на намерение отдавать ради Творца является действующей, эффективной духовной молитвой. Все желания каждого в мире, всех творений, неживых, растительных, животных, людей восходят к Творцу, и каждое из них получает отклик. Но ответ на молитву о сближении с Творцом в миллиарды раз сильней, поскольку только она соответствует плану творения. Остальные молитвы подобны просьбе к Творцу устранить Зло, которое Он же причиняет. Понятно, что не такие отношения задуманы, как Цель творения.

— Как представить себе то, что невозможно представить: время, пространство?

Время исчезает выше скорости света, наивысшей в нашем мире. Время в Высшем мире — это количество произошедших действий. Например, «6000 лет» — имеется в виду 6000 последовательных действий. Пространство — желание. Может быть пустым, полным, отсутствовать, рождаться. Конфликты в мировом масштабе. Являются ли войны в нашем мире отголоском высших духовных процессов? Весь наш мир двигает единый закон мироздания, призванный привести человечество к подобию Творцу, и все происходящее является действиями к этой цели. Если бы человечество было в исправленном, уподобленном Творцу состоянии, не было бы никаких изменений в природе и все бы протекало в постоянном оптимальном режиме. А до тех пор, пока человечество не достигло такого состояния, тот же закон автоматически воздействует на каждого лично и на всех вместе, в мере развития каждого, чтобы вызвать в каждом и во всех осознание необходимости достижения цели.

 

 

Доклад: «Могу ли я заниматься Каббалой?»

Сайт создан в системе uCoz